Основные догматические и канонические положения
Отцы Первого Вселенского собора с текстом Символа Веры
Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий:
Кроме того, основываясь на Священном Предании, православие признаёт молитвенное предстательство святых[7].
Канонические устройство и нормы
Основные канонические нормы и институты:
Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления» (81-е[8] и 6-е Правила святых Апостолов[9], а также 11-е Правило Двукратного Собора и др.), в истории православных стран были отдельные эпизоды, когда епископы стояли во главе государства (наиболее известен Президент Кипра Макарий III) или обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли милет-баши, то есть этнарха православных подданных султана).
Отцы Первого Вселенского собора с текстом Символа Веры
Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий:
- Спасение через испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа).
- Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.
- Испове́дание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2‑й член Символа).
- Боговоплощение (3‑й член Символа).
- Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 11, 12‑й члены Символа).
- Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9‑й член Символа); Глава Церкви — Иисус Христос (Еф.5:23).
Кроме того, основываясь на Священном Предании, православие признаёт молитвенное предстательство святых[7].
Канонические устройство и нормы
Основные канонические нормы и институты:
- Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие законности иерархии — прямое канонически законное апостольское преемство чрез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии).
Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления» (81-е[8] и 6-е Правила святых Апостолов[9], а также 11-е Правило Двукратного Собора и др.), в истории православных стран были отдельные эпизоды, когда епископы стояли во главе государства (наиболее известен Президент Кипра Макарий III) или обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли милет-баши, то есть этнарха православных подданных султана).
- Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, имеющее право избираться на особое епископское[10] служение в Церкви.
- Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 40-дневный[11]), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.