Сравнение методов толкования Библии разными конфессиями
Реформатский (кальвинистский) метод: сравнительное толкование
Предание старцев: талмудический и православный методы
Римско-католический метод
Лютеранский метод – подобие православного метода
Анабаптистский метод: хаотическое толкование
Разнообразие христианских конфессий обусловлено наличием различных методов толкования Библии - православный, католический, анабаптистский и кальвинистский. Они рассмотрены ниже.
Реформатский (кальвинистский) метод: сравнительное толкование
Кальвинизм – это библейское христианство. Мы исходим не из того, как толковали Библию старцы, раввины или папа Римский, а как толковал Библию Сам Иисус Христос. В Своей полемике с дьяволом-искусителем (Евангелие от Матфея 4:6-7) и с фарисеями (Матфея 21:42; 12:3,5) для опровержения неправильных толкований (по определению ересей) Иисус Христос цитировал иные места Писания, говорящие более ясно на данную тему, например: "дьявол "говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею." Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога твоего"." (Евангелие от Матфея 4:6-7) Как видите, здесь дьявол цитирует Псалом 90:11-12, и придает этому месту Писания свой еретический дьявольский смысл "бросься вниз" (Матф. 4:6), а Иисус приводит ему другое место Писания – Второзаконие 6:16, т.е. Иисус толковал Библию именно сравнительным методом – сравнивая одни места Библии с другими. В разговорах с фарисеями Он также многократно использовал этот метод: "Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?" (Матфея 12:3)
"Или не читали ли вы в законе, что..." (Матфея 12:5)
"Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?" (Матфея 19:4)
"Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?" (Матфея 21:42)
"разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?" (Марка 12:26) Здесь очевидно важнейшее богословское открытие – Иисус Христос НЕ апеллировал к тому, как толковали Библию старцы (раввины) или предание или папа Римский или еще кто, т.е. Иисус Христос НЕ использовал православный метод толкования (предание)! Напротив, Он толковал Библию именно сравнительным методом – сравнивая одни места Библии с другими. Поэтому главное отличие кальвинизма от других конфессий заключается в том, что любое место Библии толкуется не с позиций какого-либо человеческого авторитета (будь то папа Римский, православный священник, пастор, руководитель какой-то религиозной организации и т.п.), а исключительно с помощью БОЖЬЕГО АВТОРИТЕТА – других мест Библии, как это отражено в принимаемом кальвинистами Вестминстерском исповедании веры 1648 года: "1.9. Непогрешимое правило толкования Писания есть само Писание, и таким образом, когда возникает вопрос об истинном и полном смысле какого-либо места в Писании (которое не бывает многозначно, но однозначно), следует исследовать и познавать другие места, говорящие об этом более ясно. (Матфея 4:6-7; 2 Петра 1:20,21; Деяния 15:15,16)" (Вестминстерское исповедание веры 1648 года) Только я бы вместо "другие места, говорящие об этом более ясно", сказал бы "ВСЕ места, говорящие об этом более ясно" для полноты картины. Мы, кальвинисты, решили избрать этот метод, потому что им пользовался Иисус Христос (Евангелие от Матфея 4:6-7; 21:42; 12:3,5).
Этот метод логически непротиворечив, рационален, объективен, и любой грамотный здравомыслящий человек может применять его. Для этого надо хорошо знать Библию, быть богословски образованным и честным. Кальвинисты не верят, будто только священник имеет некое мистическое право на толкование Библии, потому что этим методом, которым пользовался Иисус Христос, Библию может понять ЛЮБОЙ честный здравомыслящий человек: "1.7. Не все в Писании равным образом понятно само по себе, или же одинаково ясно для каждого; и все же то, что необходимо знать, во что веровать, и что соблюдать для нашего спасения, так ясно представлено и раскрыто в соответствующих местах Писания, что не только ученые, но и простые люди, применяя правильным образом здравое рассуждение, могут достичь достаточного их понимания (2Петра 3:16; Псалом 118:105,130)" (Вестминстерское исповедание веры 1648 года) А языческие убеждения православия и католицизма относительно мистического права священника толковать Библию и отпускать грехи происходят от их богословского невежества и страха перед инициативой. Их невежество и страх держат их в застое.
Предание старцев: талмудический и православный методы
Талмудический и православный методы толкования Библии, хотя и приводят к диаметрально противоволожным результатам, идентичны методологически – они оба исходят из того, как то или иное место Библии понимали предыдущие поколения священников. Талмудический метод исходит из того, как то или иное место Ветхого Завета понимал тот или иной раввин раньше. Православный метод толкования Библии исходит из того, как данное место Библии понимали раньше на древних церковных соборах, а также отдельные деятели христианства, называемые святыми отцами. Православно-талмудический метод "предания старцев" имеет следующие недостатки:
Православно-талмудический метод толкования "предание старцев" (Марка 7) ошибочен потому, что он надеется на человека, а человеку свойственно ошибаться. В Библии сказано: "нет человека, который не грешил бы" (3Царств 8:46), а значит, любой человек, включая раввина, священника и папу Римского, погрешим и может ошибаться, поэтому православно-талмудический метод предания старцев подвергался критике уже ветхозаветными пророками Исайей и Иеремией: "И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены." (Книга пророка Исайи 28:13)
"Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование-Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод. Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" (Иеремия 17:5-9)
Православный метод обращается к прошлому, поэтому не может ответить на вызовы современности и тем более – будущего. По этой причине православие в принципе не способно дать никакого строго православного ответа на вопросы современности. В итоге в лучшем случае православный священник может сказать лишь свое частное мнение, а слово "мнение" по-гречески - "ересь", т.е. его частное мнение – по-определению ересь. Этот метод толкования в принципе не способен дать строго православный ответ в отношении чего-то принципиально нового, что не было известно святым отцам и в отношении чего они не высказывались. Кроме того, и сами святые отцы также выражали свои частные мнения.
Он противоречит Библейской заповеди "Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исход 23:2). Если вся православная церковь идет на зло, например, когда она присягнула антихристианской советской власти, да и сейчас не рвется к теократии, то все миряне идут за своими батюшками. Но кальвинизм и даже католицизм открыто противостояли коммунизму и даже сформировали блок НАТО, который только и остановил развитие антихристианского коммунизма в мире. Если бы не стальная воля христиан-протестантов Запада, то мир давно был бы завоеван коммунистами, а церковь была бы уничтожена ими. Так что православная церковь обязана кальвинизму даже за то, что она все еще существует на Руси.
Делая упор на стадный инстинкт, православный метод не позволяет людям выбиться из толпы, проявить свои индивидуальные таланты.
Поэтому апостолы и другие христиане также изначально отвергли православно-талмудический метод толкования "предание старцев". Фактически, христианство по отношению к иудаизму – тоже что и протестантизм по отношению к православию – первые христиане отвергли предание старцев – Талмуд – и приняли лозунг "только Писание", который в последствии, в 16 веке, приняли протестанты, которые только и имеют веропреемственность от Церкви 1 тысячелетия.
Но затем последующие поколения христиан наслоили и приняли свое "предание старцев", которое уже было отвергнуто протестантами в 16 веке во время церковной Реформации, отвергнувшей все эти человеческие домыслы на том основании, что "предание старцев" (Талмуд) отверг Иисус. Протестанты сделали тоже, что сделал Иисус – отвергли "предание старцев" и вернулись к чистой Библии.
Поэтому протестанты-кальвинисты хотя и могут читать произведения христианских авторов древности, тем не менее, мы не считаем их непогрешимыми, ибо "нет человека, который не грешил бы" (3Царств 8). Мы рассматриваем их наравне с иными человеческими книгами – все человеческие произведения могут содержать и мудрость и ошибки и ложь. Непогрешимым протестанты считают только Библию.
Сравните Вестминстерское исповедание веры 1648 года с православным катехизисом митрополита Филарета, и сделайте собственные выводы.
Римско-католический метод
Католический исходит из веры в непогрешимость папы римского, взгляды которого по определению являются доктриной всего католицизма. Этот метод, в отличие от предания старцев, может ответить на вызовы современности, потому что на нынешним папой всегда последнее слово. Этот метод также имеет определенный запас прочности и стабильности в силу своей патриархальности – как генеральный директор руководит фирмой, так и римский папа латинской церковью. Он более организован и современен, но менее традиционен, чем православный метод.
Однако многие римские папы отвергали буллы предыдущих римским пап и даже предавали анафеме предыдущих "представителей Бога на Земле". Например, любитель демократии Иоанн Павел II попросил прощения за инквизицию, несмотря на ясную теократическую заповедь Библии: "Ворожеи не оставляй в живых." (Исход 22:18). Библия ясно учит теократии и инквизиции, а не демократии, которая была изобретена греками-язычниками. Одна только доктрина пресуществления несколько раз отменялась и снова возвращалась римскими папами. И всего несколько веков католики верят в то, что на Причастии хлеб и вино якобы превращаются в биологические кровь и плоть Христа. Протестанты же считают хлеб и вино лишь символами крови и плоти Христа, пролитой и распятой за наши грехи, ведь Библия запрещает пить кровь (Бытие 9:4; Левит 7:26-27, 17:10-14).
Это противоречие уже логически доказывает ошибочность католического метода. Католический метод в принципе некорректен по той причине, что истина не может изменяться и зависеть от человеческого произвола. В Библии сказано: "нет человека, который не грешил бы" (3Царств 8:46), поэтому и папа римский также погрешим. И к 16-му веку католический метод привёл к настолько колоссальному произволу, коррупции и отступничеству от Библии в Ватикане, что это спровоцировало Протестантскую Реформацию под руководством бывшего монаха Мартина Лютера.
Лютеранский метод – подобие православного метода
В 16 веке бывший монах Мартин Лютер объявил лозунг "Только Библия", научил Европу Библии и женился, поняв, что монашество противоречит Библии. Лютеранство во многом вернулось к Библии, но методологически лютеранский метод похож на православный, в котором Мартин Лютер почитается в качестве святого отца, великого учителя церкви. Поскольку Лютер вычеркнул из вероучения многие ереси католицизма и православия на основе Библии, то лютеранский подход привёл к процветанию лютеранских стран – Германии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии. Лютеранские страны во многом похожи на кальвинистские – та же трудовая этика, и такое же отсутствие коррупции. Хотя методологически лютеранство и сходно с православием, но по учению очень близко к кальвинизму.
Анабаптистский метод: хаотическое толкование
Главный недостаток лютеранского метода заключается в том, что после Лютера многие мало-мальски грамотные люди решили, будто, помимо бывшего монаха Лютера, толковать Библию может кто угодно. И многие люди, не удосужившись внимательно изучить Библию, начали толковать ее хаотически – вырывая из контекста те или иные места Библии и толкуя их произвольно, игнорируя многие заповеди Библии. Так сразу после протестантской Реформации появился и анабаптизм – группа огромного количества конфессий с хаотическим методом толкования Библии. Это – баптисты, адвентисты, мормоны, свидетели "Общества Сторожевой Башни", пятидесятники, харизматы, церковь Христа. Исторически их назвали анабаптистами потому, что они не крестят младенцев и перекрещивают своих сторонников, по-латыни анабаптисты значит перекрещенцы. Они фанатически зациклены на обряде крещения, но заповеди Моисеева Закона игнорируют – прямо как фарисеи (Матф. 23:23).
Реакцией на весь этот доктринальный хаос анабаптистских конфессий явился как раз реформатский (кальвинистский) метод сравнительного толкования Библии - см. главу 1. Согласно статье 1.9. Вестминстерского исповедания веры 1648 года, нельзя толковать Библию как попало, а надо рассматривать все остальные места, говорящие по дискутируемому вопросу.
Все вышеупомянутые методы, за исключением, кальвинистского, погрешимы, потому что они базируются на человеческом авторитете – раввин, православный священник, папа римский, баптистский пастор и пр., а кальвинистский основывается на Божьем авторитете.
Реформатский (кальвинистский) метод: сравнительное толкование
Предание старцев: талмудический и православный методы
Римско-католический метод
Лютеранский метод – подобие православного метода
Анабаптистский метод: хаотическое толкование
Разнообразие христианских конфессий обусловлено наличием различных методов толкования Библии - православный, католический, анабаптистский и кальвинистский. Они рассмотрены ниже.
Реформатский (кальвинистский) метод: сравнительное толкование
Кальвинизм – это библейское христианство. Мы исходим не из того, как толковали Библию старцы, раввины или папа Римский, а как толковал Библию Сам Иисус Христос. В Своей полемике с дьяволом-искусителем (Евангелие от Матфея 4:6-7) и с фарисеями (Матфея 21:42; 12:3,5) для опровержения неправильных толкований (по определению ересей) Иисус Христос цитировал иные места Писания, говорящие более ясно на данную тему, например: "дьявол "говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею." Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога твоего"." (Евангелие от Матфея 4:6-7) Как видите, здесь дьявол цитирует Псалом 90:11-12, и придает этому месту Писания свой еретический дьявольский смысл "бросься вниз" (Матф. 4:6), а Иисус приводит ему другое место Писания – Второзаконие 6:16, т.е. Иисус толковал Библию именно сравнительным методом – сравнивая одни места Библии с другими. В разговорах с фарисеями Он также многократно использовал этот метод: "Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?" (Матфея 12:3)
"Или не читали ли вы в законе, что..." (Матфея 12:5)
"Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?" (Матфея 19:4)
"Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?" (Матфея 21:42)
"разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?" (Марка 12:26) Здесь очевидно важнейшее богословское открытие – Иисус Христос НЕ апеллировал к тому, как толковали Библию старцы (раввины) или предание или папа Римский или еще кто, т.е. Иисус Христос НЕ использовал православный метод толкования (предание)! Напротив, Он толковал Библию именно сравнительным методом – сравнивая одни места Библии с другими. Поэтому главное отличие кальвинизма от других конфессий заключается в том, что любое место Библии толкуется не с позиций какого-либо человеческого авторитета (будь то папа Римский, православный священник, пастор, руководитель какой-то религиозной организации и т.п.), а исключительно с помощью БОЖЬЕГО АВТОРИТЕТА – других мест Библии, как это отражено в принимаемом кальвинистами Вестминстерском исповедании веры 1648 года: "1.9. Непогрешимое правило толкования Писания есть само Писание, и таким образом, когда возникает вопрос об истинном и полном смысле какого-либо места в Писании (которое не бывает многозначно, но однозначно), следует исследовать и познавать другие места, говорящие об этом более ясно. (Матфея 4:6-7; 2 Петра 1:20,21; Деяния 15:15,16)" (Вестминстерское исповедание веры 1648 года) Только я бы вместо "другие места, говорящие об этом более ясно", сказал бы "ВСЕ места, говорящие об этом более ясно" для полноты картины. Мы, кальвинисты, решили избрать этот метод, потому что им пользовался Иисус Христос (Евангелие от Матфея 4:6-7; 21:42; 12:3,5).
Этот метод логически непротиворечив, рационален, объективен, и любой грамотный здравомыслящий человек может применять его. Для этого надо хорошо знать Библию, быть богословски образованным и честным. Кальвинисты не верят, будто только священник имеет некое мистическое право на толкование Библии, потому что этим методом, которым пользовался Иисус Христос, Библию может понять ЛЮБОЙ честный здравомыслящий человек: "1.7. Не все в Писании равным образом понятно само по себе, или же одинаково ясно для каждого; и все же то, что необходимо знать, во что веровать, и что соблюдать для нашего спасения, так ясно представлено и раскрыто в соответствующих местах Писания, что не только ученые, но и простые люди, применяя правильным образом здравое рассуждение, могут достичь достаточного их понимания (2Петра 3:16; Псалом 118:105,130)" (Вестминстерское исповедание веры 1648 года) А языческие убеждения православия и католицизма относительно мистического права священника толковать Библию и отпускать грехи происходят от их богословского невежества и страха перед инициативой. Их невежество и страх держат их в застое.
Предание старцев: талмудический и православный методы
Талмудический и православный методы толкования Библии, хотя и приводят к диаметрально противоволожным результатам, идентичны методологически – они оба исходят из того, как то или иное место Библии понимали предыдущие поколения священников. Талмудический метод исходит из того, как то или иное место Ветхого Завета понимал тот или иной раввин раньше. Православный метод толкования Библии исходит из того, как данное место Библии понимали раньше на древних церковных соборах, а также отдельные деятели христианства, называемые святыми отцами. Православно-талмудический метод "предания старцев" имеет следующие недостатки:
- Он внутренне противоречив – например:
- Один из отцов древней церкви, Августин Блаженный, живший в 5 веке от Р.Хр. был, как бы сейчас сказали, кальвинистом. Точнее, Жан Кальвин в своей книге "Наставление в христианской вере" (Женева, 1560 год) очень часто цитирует книгу Августина Блаженного "О предопределении святых". Православные же почему-то ругают Августина, что противоречит православному методу, согласно которому получается, что истинно православные – это кальвинисты. Доктринальную веропреемственность от единой Христианской Церкви эпохи Августина (5 век) имеют только одни кальвинисты.
- на 7-м Вселенском Соборе 754 года тогда еще единая христианская церковь осудила иконопочитание и предала его анафеме. Кальвинисты принимают решения этого собора, а православные – нет. Спрашивается – ПОЧЕМУ? Согласно православному методу – предание старцев – они должны отвергнуть иконы и признать иконопочитание ересью, однако православие принимает иконы в качестве своей центральной доктрины, да еще нагло лжет, будто иконы были всегда.
- Другой яркий пример внутренней противоречивости православного метода заключается в отвержении им Талмуда. Толкования раввинов были собраны в Талмуд – "священное предание" иудаизма. Аналогичное "священное предание" есть и в православии. Поэтому если бы православные были бы честны перед собой и своими прихожанами, то им нужно было бы принять также и Талмуд. Если они учат, что православное предание идёт якобы от Адама, то Талмуд тоже должен быть включён в православное предание! Ведь Талмуд начал писаться еще в дохристианскую эпоху, в Вавилоне. Однако православные действуют внутренне противоречиво – они ругают Шульхан Арух на основе своего мнения, т.е. ведут себя по протестантски, но принимают свое предание.
Суть в том, что Иисус Христос толковал Библию сравнительным методом, который принимают только кальвинисты (см. выше). Иисус Христос использовал именно протестантский метод отвержения предания старцев. Он много раз обличал, осуждал и отверг "предание старцев" – Талмуд (Матфея 23, Марка 7...). Поэтому протестанты логически последовательны в отвержении православного предания вместе с раввинистическим преданием, а православные непоследовательны.
"Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование-Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод. Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" (Иеремия 17:5-9)
Поэтому апостолы и другие христиане также изначально отвергли православно-талмудический метод толкования "предание старцев". Фактически, христианство по отношению к иудаизму – тоже что и протестантизм по отношению к православию – первые христиане отвергли предание старцев – Талмуд – и приняли лозунг "только Писание", который в последствии, в 16 веке, приняли протестанты, которые только и имеют веропреемственность от Церкви 1 тысячелетия.
Но затем последующие поколения христиан наслоили и приняли свое "предание старцев", которое уже было отвергнуто протестантами в 16 веке во время церковной Реформации, отвергнувшей все эти человеческие домыслы на том основании, что "предание старцев" (Талмуд) отверг Иисус. Протестанты сделали тоже, что сделал Иисус – отвергли "предание старцев" и вернулись к чистой Библии.
Поэтому протестанты-кальвинисты хотя и могут читать произведения христианских авторов древности, тем не менее, мы не считаем их непогрешимыми, ибо "нет человека, который не грешил бы" (3Царств 8). Мы рассматриваем их наравне с иными человеческими книгами – все человеческие произведения могут содержать и мудрость и ошибки и ложь. Непогрешимым протестанты считают только Библию.
Сравните Вестминстерское исповедание веры 1648 года с православным катехизисом митрополита Филарета, и сделайте собственные выводы.
Римско-католический метод
Католический исходит из веры в непогрешимость папы римского, взгляды которого по определению являются доктриной всего католицизма. Этот метод, в отличие от предания старцев, может ответить на вызовы современности, потому что на нынешним папой всегда последнее слово. Этот метод также имеет определенный запас прочности и стабильности в силу своей патриархальности – как генеральный директор руководит фирмой, так и римский папа латинской церковью. Он более организован и современен, но менее традиционен, чем православный метод.
Однако многие римские папы отвергали буллы предыдущих римским пап и даже предавали анафеме предыдущих "представителей Бога на Земле". Например, любитель демократии Иоанн Павел II попросил прощения за инквизицию, несмотря на ясную теократическую заповедь Библии: "Ворожеи не оставляй в живых." (Исход 22:18). Библия ясно учит теократии и инквизиции, а не демократии, которая была изобретена греками-язычниками. Одна только доктрина пресуществления несколько раз отменялась и снова возвращалась римскими папами. И всего несколько веков католики верят в то, что на Причастии хлеб и вино якобы превращаются в биологические кровь и плоть Христа. Протестанты же считают хлеб и вино лишь символами крови и плоти Христа, пролитой и распятой за наши грехи, ведь Библия запрещает пить кровь (Бытие 9:4; Левит 7:26-27, 17:10-14).
Это противоречие уже логически доказывает ошибочность католического метода. Католический метод в принципе некорректен по той причине, что истина не может изменяться и зависеть от человеческого произвола. В Библии сказано: "нет человека, который не грешил бы" (3Царств 8:46), поэтому и папа римский также погрешим. И к 16-му веку католический метод привёл к настолько колоссальному произволу, коррупции и отступничеству от Библии в Ватикане, что это спровоцировало Протестантскую Реформацию под руководством бывшего монаха Мартина Лютера.
Лютеранский метод – подобие православного метода
В 16 веке бывший монах Мартин Лютер объявил лозунг "Только Библия", научил Европу Библии и женился, поняв, что монашество противоречит Библии. Лютеранство во многом вернулось к Библии, но методологически лютеранский метод похож на православный, в котором Мартин Лютер почитается в качестве святого отца, великого учителя церкви. Поскольку Лютер вычеркнул из вероучения многие ереси католицизма и православия на основе Библии, то лютеранский подход привёл к процветанию лютеранских стран – Германии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии. Лютеранские страны во многом похожи на кальвинистские – та же трудовая этика, и такое же отсутствие коррупции. Хотя методологически лютеранство и сходно с православием, но по учению очень близко к кальвинизму.
Анабаптистский метод: хаотическое толкование
Главный недостаток лютеранского метода заключается в том, что после Лютера многие мало-мальски грамотные люди решили, будто, помимо бывшего монаха Лютера, толковать Библию может кто угодно. И многие люди, не удосужившись внимательно изучить Библию, начали толковать ее хаотически – вырывая из контекста те или иные места Библии и толкуя их произвольно, игнорируя многие заповеди Библии. Так сразу после протестантской Реформации появился и анабаптизм – группа огромного количества конфессий с хаотическим методом толкования Библии. Это – баптисты, адвентисты, мормоны, свидетели "Общества Сторожевой Башни", пятидесятники, харизматы, церковь Христа. Исторически их назвали анабаптистами потому, что они не крестят младенцев и перекрещивают своих сторонников, по-латыни анабаптисты значит перекрещенцы. Они фанатически зациклены на обряде крещения, но заповеди Моисеева Закона игнорируют – прямо как фарисеи (Матф. 23:23).
Реакцией на весь этот доктринальный хаос анабаптистских конфессий явился как раз реформатский (кальвинистский) метод сравнительного толкования Библии - см. главу 1. Согласно статье 1.9. Вестминстерского исповедания веры 1648 года, нельзя толковать Библию как попало, а надо рассматривать все остальные места, говорящие по дискутируемому вопросу.
***
Все вышеупомянутые методы, за исключением, кальвинистского, погрешимы, потому что они базируются на человеческом авторитете – раввин, православный священник, папа римский, баптистский пастор и пр., а кальвинистский основывается на Божьем авторитете.