Теодор Нольдке (1836-1930) - немецкий ученый семитолог, в 1859 году получил приз Французской Академии за свою "Историю Корана"
В то время, как многие части Корана, несомненно, имеют значительное риторическое воздействие даже на неверующего читателя, в эстетическом плане эта книга отнюдь не является первоклассной работой. Мухаммад, ни в коей мере, не является мастером стиля. С этим согласится любой европеец, который беспристрастно читал эту книгу и имеет некоторые знания (арабского) языка. Но для любого благочестивого мусульманина такое мнение будет шокирующим, как отъявленный атеизм или многобожие. Мусульмане смотрят на Коран как на модель совершенного стиля и языка. Эта особенность является для них величайшим из чудес и неоспоримым доказательством его божественного происхождения. Такое мнение людей, знающих арабский язык гораздо лучше, чем самый опытный европейский арабист, не может нас не удивлять. Защитники Корана смело бросают вызов своим оппонентам: попробуйте создать десяток сур или, хотя бы, одну, подобную тем, что есть в священной книге. Действительно, никто не пытался сделать этого. Что не удивительно. Если бы неверующий создал нечто подобное откровениям Мухаммада, то он превратил бы себя в посмешище. [22]
Владимир Соловьёв (1853-1900) - русский философ, богослов, поэт и публицист
Мусульманская религия подавляет личность и связывает личную деятельность, вследствие чего, все проявления и формы этой деятельности задерживаются, не обособляются, убиваются в зародыше. Поэтому в мусульманском мире все сферы общечеловеческой жизни находятся в состоянии слитности, смешения, лишены самостоятельности и подчинены одной подавляющей власти религии.
Если личное сознание подчинено одному религиозному принципу, крайне скудному и исключительному, если человек считает себя только безразличным орудием в руках слепого, по безсмысленному произволу действующего божества, то понятно, что из такого человека не может выйти ни великого политика, ни великого учёного или философа, ни гениального художника, а выйдет только помешанный фанатик, каковы и суть самые лучшие представители мусульманства. [16]
Лев Тихомиров (1852-1923) - русский общественный деятель, публицист
Мусульманство не предъявляет душе человека больших требований. Предписания ислама направлены не на развитие чистоты душевной, а на соблюдение правил житейского благополучия и благовоспитанности. Само запрещение корысти и лихвы не обременительны для тех, кто имеет законное право обирать и грабить весь мир, за исключением своих единоверцев.
Ислам вышел из рук Магомета религией, приспособленной преимущественно для жизни политической и общественной. В отношении всего, удовлетворяющего духовные запросы личности, и тем более религиозно-философские, ислам беден и слаб.
Упростив до крайности веру, связав человека с Богом не духовной жизнью, а слепой покорностью с обязанностью распространять веру, Магомет создал могущественное орудие в руках своих и его преемников. Но бедность религиозного содержания сделала его внутренне слабым и податливым к внешним влияниям других религий, что в конце концов отразилось расслабляюще и на внешней силе ислама.
Мусульманам была указана цель покорения всего мира, причем господствовать всюду могут только мусульмане, неверные же подлежат или истреблению, или насильственному обращению, или же, наконец (иудеи и христиане), подчиненному существованию, с обязанностью платить им деньги за дозволение существовать. Такая перспектива всемирного завоевания и грабежа была вполне в духе арабов, вечно занимавшихся грабежами всех "чужих". [17]
Уинстон Черчилль (1874-1965) - английский политик, глава Англии во время Второй мировой войны
Как ужасны те заклятия, которые магометанство накладывает на своих последователей! Наряду с фанатическим безумием, которое так же опасно в человеке, как бешенство в собаке, существует ужасная фаталистическая апатия. Последствия этого очевидны во многих странах. Неразумные привычки, неряшливая система сельского хозяйства, отсталые методы торговли и отсутствие безопасности имущества существуют везде, где правят или живут последователи Магомета. Деградировавшая чувственность лишает их жизнь милости и совершенства…
Тот факт, что по магометанскому закону любая женщина должна принадлежать некоторому мужчине как его собственность - либо как ребёнок, либо как жена, либо как наложница - оттягивает окончательное искоренение рабства до тех пор, пока вера в ислам не перестанет быть силой среди этих людей.
Отдельные мусульмане могут быть носителями исключительных человеческих качеств. Тысячи из них стали отважными и преданными солдатами Королевы: все они готовы с честью умереть за нее. Однако, религия, которую они исповедуют, оказывает парализующее воздействие на их социальное развитие. На земле не существует силы более реакционной, чем ислам. [18]
Вильям Монтгомери Ватт (1909-2006) - шотландский историк, почетный профессор арабских и исламских исследований Эдинбургcкого университета, один из первых переводчиков Корана, влиятельный ученый в области исламских исследований, наиболее почитаем мусульманами во всем мире [23]
Когда Мухаммад женился на Айше она была еще ребенком и продолжала играть со своими игрушками.
(Muhammad At Medina, Oxford At The Clarendon Press, 1977, p.323)
Существует ряд свидетельств, что помимо своих регулярных браков и союзов с наложницами, Мухаммад, в соответствии со старым обычаем, имел отношения с женщинами по материнской линии.
(Muhammad At Medina, Oxford At The Clarendon Press, 1977, p.284)
Айша сделала следующее замечание (Мухаммаду) относительно некоторых аятов: "Бог спешит удовлетворять твои желания". Если Айша действительно так сказала, то это говорит, что у неё были подозрения относительно соответствия между откровениями Мухаммада и его желаниями.
(Muhammad At Medina, Oxford At The Clarendon Press, 1977, p.325)
Во-первых, в одно время Мухаммад публично читал Сатанинские Аяты, как часть Корана; немыслимо, чтобы эта история могла быть изобретена мусульманами или навязана им немусульманами. Во-вторых, позднее Мухаммад объявил, что эти аяты не являются действительной частью Корана и должны быть заменены другими, значительно отличающимися по смыслу.
(Muhammad at Mecca, Oxford at Clarendon Press, 1968, p.103)
Ричард Докинз (1941) - британский этолог и биолог
Ислам заслуживает критики относительно последствий его догмы, а именно, что убийство человеческого собрата должно быть вознаграждено чувственными удовольствиями в гедонистическом "раю". Когда изучаешь жизнь "пророка" и его последователей, становится очевидным, что религия Мухаммеда является опасной системой.
Я достаточно оптимистичен в отношении Америки и Европы. Я пессимист в отношении исламского мира. Я рассматриваю ислам как одно из величайших зол мира, и я боюсь, что нам предстоит очень трудная борьба. [21]