Первый век по Р.Хр.
Иосиф Флавий: «Нет ни одного эллинского или варварского города, ни одной такой нации, куда бы не проник обычай отдыхать в седьмой день»
Второй век по Р.Хр.
Ранние христиане: «Первые христиане испытывали великое благоговение перед субботой и проводили день в поклонении и проповедях. И, вне всякого сомнения, они взяли это от самих апостолов.
Четвертый век по Р.Хр.
Лаодикийский собор – 365 г. по Р.Хр. Канон 29 – христиане не должны иудействовать и бездельничать в субботу, но должны работать в этот день, однако воскресенье они должны особенно почитать и, будучи христианами, должны по возможности не работать в этот день» (Hefele’s Councils, Vol. 2, b. 6).
Пятый век по Р.Хр.
Сократ Схоласт, современник Созомена: «Почти все церкви в мире каждую неделю празднуют священное таинство Божьей субботы каждую неделю. И лишь христиане Рима и Александрии по причине какого-то древнего предания перестали это делать»
Седьмой век по Р.Хр.
Рим. Григорий I (590-604 гг. по Р.Хр.) выступал против «римских граждан, которые не работали в субботу»
Восьмой век по Р.Хр.
Синедрион Лифтина, Бельгия – 745 по Р.Хр: «Третье обращение этого собора предупреждает против соблюдения субботы, ссылаясь на указ Лаодикийского собора»
Девятый век по Р.Хр.
Собор в Клермонте: «Во время первого крестового похода папа Урбан II издал указ на церковном соборе в Клермонте (1095 г. по Р.Хр.), что суббота отменяется в честь Девы Марии.
Двенадцатый век по Р.Хр.
Ломбардия: «Свидетельства о почитателях субботы прослеживаются во времена Григория I, Григория VII и в двенадцатом веке в Ломбардии»
Не все старые уэльские церкви, где почиталась суббота, преклонили колена перед Римом, многие спрятались в убежищах.
Тринадцатый век по Р.Хр.
Вальденсы: Говорят, что должно быть почитание субботы.
Четырнадцатый век по Р.Хр.
Вальденсы: «Мы должны поклоняться только одному Богу, Который способен помочь нам, а не умершим святым; мы должны поддерживать святую субботу»
Богемия: «Эразмус свидетельствует, что даже на рубеже 1500 года эти богемцы не только скрупулезно соблюдали субботу, но и назывались субботниками»
Норвегия, 1435 год, провинциальный католический собор в Бергене: «Нам сообщили, что некоторые люди в различных районах королевства приняли и чтили субботний день. Это строго запрещено по священному церковному канону. Поэтому мы рекомендуем прекратить соблюдение субботы, остальным мы запрещаем под страхом сурового церковного наказания чтить субботу как святой день»
Шестнадцатый век по Р.Хр.
Россия – церковный собор Москва 1503г.: «Обвиняемые (почитатели субботы) были вызваны в суд, они открыто признали новую веру и защищали ее. Самые видные из них: государственный секретарь Курицын, Иван Максимов, Касьян, архимандрит Новгородский, – были приговорены к смертной казни и публично сожжены в Москве 27 декабря 1503 года»
Сирия: «Они святят седьмой день, причем не только саму субботу, но начинают еще от захода солнца в пятницу. По субботам у них проходят торжественные богослужения, они причащаются и празднуют этот день прямо как иудеи»
Норвегия, 1544: «Некоторые из вас, несмотря на предупреждение, соблюдают субботу. Вы должны быть сурово наказаны. Всякий, соблюдающий субботу, кого сумеют найти, должен заплатить штраф 10 марок».
Финляндия, 6 декабря 1554. Письмо шведского короля Густава Ваза I к народу Финляндии: «Недавно мы узнали, что некоторые люди в Финляндии опустились до того, что стали соблюдать седьмой день недели – субботу»
Голландия и Германия. Барбара Тьерская, казненная в 1529 году, сказала: «Бог заповедал нам отдыхать на седьмой день».
Семнадцатый век по Р.Хр.
Англия 1688 г.: «Здесь, в Англии, есть девять или десять церквей, где чтят субботу, кроме того, есть много отдельных последователей, возвышенно чтящих ее» (Stennet’s letters, 1668 and 1670. Cox, Sab., 1,268 – Письма Стеннета 1668 и 1670 гг.).
Швеция и Финляндия: «Мы можем удостовериться в этих мнениях почти на всей территории Швеции тех дней, от Финляндии до Северной Швеции. В районе Упсалы фермелы соблюдали субботу вместо воскресенья. Примерно в 1625 году эта религиозная тенденция стала такой значимой в этих странах, что не только простой народ почитал субботу, но и многие священники» (History of the Swedish Church, Vol. 1, p.256).
Америка. 1664 год: «Стивен Мамфорд, первый субботник в Америке, приехал из Лондона в 1664 году» (Hist. Of the Seventh-day Dadtist Gen. Conf. By Jas Bailey, pp.237,238 – История Баптистов седьмого дня стр. 237-238).
Америка 1671 г. – Баптисты седьмого дня: «Отошли от баптистской церкви, чтобы чтить субботу» (See Bailey’s Hystory, pp. 9,10 – История Байли стр. 9-10).
Англия. Чарльз I, 1647, выражая свое сомнение членам парламентской комиссии: «В Священном Писании ничего не сказано, когда следует перестать чтить субботу или перенести этот день на воскресенье, следовательно, это церковные власти изменили один день на другой» (Cox, Sabbath Laws, p.333).
Англия – Джон Мильтон: «Было бы куда безопаснее соблюдать седьмой день недели, следуя заповеди Божьей, а не простому человеческому предложению принять первый день недели» (Sab. Lit. 2, 46-54).
Восемнадцатый век по Р.Хр.
Богемия и Моравия (современная Чехо-Словакия): Их история в период с 1635 по 1867 гг. так описана Адольфом Дуксом: «Жизнь субботников была ужасной. Их книги и труды должны были доставляться в Карлсбадскую консисторию для сожжения»
Моравия – граф Зинзендорф: В 1738 году Зинзендорф писал следующее о том, что он соблюдает субботу: «Я уже много лет отдыхаю в субботу, а наше воскресение не считается с законами Евангелия»
Девятнадцатый век по Р.Хр.
Китай: «Китайцы, когда их спрашивают, почему они соблюдают седьмой день, отвечают, что во – первых, этому учит Библия, во – вторых, потому что их предки почитали этот день»