Ин 1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
1:2 Оно было в начале у Бога.
1:3 Всё через Него возникло, и без Него ничто не возникло, что возникло.
Выражение в начале означает «в вечности в прошлом». Будучи введением к этому Евангелию, эта глава начинается в вечности в прошлом с Бога, который имел божественность, но не имел человечества; затем она последовательно рассказывает о сотворении Им всего, о Его воплощении, о том, как Он стал Агнцем, который уносит грех мира, и о том, что Он есть Дух, благодаря которому верующие преобразовываются в живые камни для Его строения, — и доходит в своём повествовании вплоть до вечности в будущем, в которой Сын Человеческий, имеющий и божественность, и человечество, является центром для сообщения между небом и землёй и для союза Бога и человека в вечности. После этого гл. 2 показывает, что принцип Триединого Бога как жизни состоит в том, чтобы превращать смерть в жизнь, и что назначение жизни в том, чтобы строить дом Бога, Его храм. В гл. 3—11 приводятся девять случаев, наглядно показывающих, что Бог, как жизнь, удовлетворяет различные нужды различного рода людей. В результате в начале гл. 12 производится церковь в миниатюре (Ин. 12:1-11). С Ин. 12:12 до конца гл. 17 даётся объяснение относительно того, как путём умножения и увеличения воплотившегося Богочеловека посредством Его смерти и воскресения производится церковь. В гл. 18—20 показано, как совершилось это умножение и увеличение, благодаря чему у Него появилось много братьев (Ин. 20:17) и Он получил возможность войти в них (Ин. 20:22), чтобы быть для них жизнью и всем, в результате чего они составляют Его Тело как Его увеличение и выражение. Наконец, гл. 21 раскрывает, что Он будет невидимо присутствовать с ними до Своего возвращения (Ин. 21:22).
Слово — это определение, объяснение и выражение Бога; таким образом, это Бог определённый, объяснённый и выраженный.Слово существует не отдельно от Бога. Нельзя сказать, что Слово — это Слово, а Бог — это Бог, и что поэтому они существуют отдельно друг от друга. Они едины; поэтому далее в стихе говорится, что Слово было Бог.То, что Слово есть Бог, подразумевает, что Бог в Своей личности не является простым — Он триедин.Не только Бог Сын, а полный Триединый Бог
В начале, т.е. от вечности в прошлом, Слово было у Бога. Вопреки мнению некоторых, нельзя сказать, что от вечности в прошлом Христос не был у Бога и не был Богом и что Он стал Богом и начал быть у Бога с определённого времени. Божество Христа вечно и абсолютно. От вечности в прошлом до вечности в будущем Он у Бога и Он Бог. Вот почему в этом Евангелии в отличие от Евангелий Матфея (гл. 1) и Луки (гл. 3) нет родословия Христа (Евр. 7:3).
14 И Слово стало плотью
То, что Слово, будучи Богом, стало плотью, означает, что Бог обрёл человеческую жизнь и человеческую природу.В Рим. 8:3 показано, что эта плоть, хотя она и была плотью греха, имела лишь подобие плоти греха и не имела греха плоти. Такой плотью стало Слово, и это Слово было Бог, полный Триединый Бог. То, что Слово стало плотью, означает, что Триединый Бог стал человеком из плоти в подобии грешного человека. Тем самым Бог вошёл в грешного человека и стал един с грешным человеком. Однако Он имел лишь подобие грешного человека и не имел греха грешного человека. Поэтому Он был безгрешным Богочеловеком, полным Богом и совершенным человеком, имеющим две природы: божественную и человеческую. Хотя Его две природы слились и произвели Богочеловека, индивидуальные свойства обеих природ остались различимыми; эти две природы не перемешались и не образовали некую третью природу. Божественная природа существовала в человеческой природе и выражалась через человеческую природу, полная благодати, т.е. Бога, которым человек наслаждается, и действительности, т.е. Бога, которого человек обретает. Таким образом невидимый Бог был выражен, чтобы люди обретали Его и наслаждались Им как своей жизнью для исполнения Его новозаветного домостроительства.
То, что Бог стал плотью, противоречило существовавшему в то время учению гностиков. Гностики утверждали, что поскольку плоть — порочная материя, то Бог, будучи чистым, никогда бы не соединился с порочной плотью. Опираясь на учение гностиков, докеты отрицали, что Христос пришёл в плоти (1 Ин. 4:2). Иоанн написал это Евангелие отчасти для того, чтобы опровергнуть ересь докетов и убедительно доказать, что Христос, Богочеловек, — это действительно Бог, который стал плотью (имея только подобие плоти греха, но не грех плоти), чтобы посредством этой плоти, с одной стороны, Он уничтожил дьявола (Евр. 2:14) и устранил грехи человека (Евр. 9:26), а с другой стороны — Бог соединился с человеком и был выражен через человечество для исполнения Его славного замысла — замысла, который Он составил в вечности в прошлом для вечности в будущем.
Глубокая мысль Евангелия от Иоанна состоит в том, что Христос, воплощённый Бог, пришёл как воплощение Бога, как наглядно показывают скиния (Ин. 1:14) и храм (Ин. 2:21), чтобы человек мог соприкасаться с Ним и входить в Него для наслаждения содержащимся в Боге богатством. И в скинии, и в храме были внешний двор, святилище и святое святых. Поэтому Иоанн сначала показывает, что Христос был Агнцем (который унёс грех — ст. 29), принесённым Богу на жертвеннике, который обозначает крест, на внешнем дворе скинии, а затем — что Он был подобен бронзовому змею (который приносил человеку жизнь), поднятому на шесте (Ин. 3:14), который обозначает крест. Это показывает, что Христос в Своём искуплении был принят Своими верующими, чтобы они были избавлены от греха и обрели жизнь и чтобы они вошли в Него как в воплощение Бога, прообразом чего служит скиния, и наслаждались всем богатством, которое содержится в Боге. Омовение ног в гл. 13 можно считать омовением в умывальнике на внешнем дворе скинии, которое смывало земную скверну тех, кто приближался к Богу, для поддержания их общения с Богом и друг с другом. В гл. 14 Христос приводит тех, кто принимает Его, в святилище, чтобы они переживали Его как хлеб жизни (Ин. 6:35), который обозначают хлебы предложения, и как свет жизни (Ин. 8:12; 9:5), который обозначает светильник. В конечном итоге, в гл. 17, путём высочайшей и таинственнейшей молитвы, прообразом которой служит возжигаемое курение на золотом жертвеннике курения, Христос приводит тех, кто наслаждается Им как жизнью и светом, в святое святых, чтобы они вошли с Ним в глубочайшее наслаждение Богом и наслаждались славой, которую дал Ему Бог (Ин. 17:22-24).